В кризис россиянкам еще важнее оставаться привлекательными.

Агентство интегрированных маркетинговых коммуникаций Win2Win Communications представляет результаты ежегодного исследования упоминаемости косметических брендов в российских глянцевых изданиях за 2015 год. Цифры показывают, что ситуация остается стабильной: даже в кризисный период, когда на большинстве рынков наблюдается спад, интерес к косметическим средствам по-прежнему высок. По итогам исследования, несмотря на незначительное уменьшение количества публикаций в целом, выросли как их общий объем, так и стоимость в денежном эквиваленте.

Упоминаемость косметических средств в СМИ отражает ситуацию на рынке косметики в целом: несмотря на рост цен, связанный с общим экономическим спадом и колебаниями курсов валют, рынок косметических товаров в России в рублевом объеме растет – об этом заявила председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. По прогнозам ассоциации, этот рост продолжится и в 2016 году: россиянкам важно оставаться привлекательными даже в кризис, поэтому они не отказываются от косметики, а ищут альтернативу в более низких ценовых сегментах.  Данные ассоциации подтверждаются и результатами опроса ВЦИОМ, который был проведен в 2015 году: только 1% россиян сообщил о серьезном сокращении расходов на средства по уходу за внешностью.

Интересно, что рост или относительная стабильность рынка косметики наблюдались в разных странах и во время предыдущих периодов экономического кризиса – в 2007-2008 году и ранее. Маркетологи объясняют этот феномен тем, что женщины в сложный период стараются выглядеть еще лучше, чтобы получить дополнительную страховку от теоретически возможного сокращения в должности или повысить свои шансы при поиске нового рабочего места.  Производители косметики и парфюмерии, со своей стороны, продолжают инвестировать в продвижение своих продуктов: эта тенденция наметилась уже в 2014 году, на который приходится начало экономического спада, – прошлогоднее аналогичное исследование также зафиксировало положительную динамику.

Специалисты Win2Win Communications в течение 2015 года отслеживали упоминания о 166 косметических брендах в 224 российских печатных СМИ, в том числе в женских и мужских глянцевых журналах, а также в специализированных изданиях о косметике. В ходе мониторинга не учитывалась прямая реклама и другие материалы, размещаемые на платной основе. Всего было проанализировано более 40 000 публикаций суммарным объемом более 7 000 типографских полос, их общая стоимость в денежном эквиваленте составила более 80 млн евро.

Сегмент декоративной косметики лидирует по числу публикаций. Его доля немного уменьшилась по сравнению с прошлым годом – на эту категорию приходится 40% публикаций (4401 материал) против 42% в прошлом году, однако, эти колебания не меняют тенденции в целом.  Упрочили позиции средства по уходу за лицом – их доля выросла на 3% и составила 20% (7943 публикации), в то время как средства по уходу за волосами упоминались чуть реже – 15% (5949 публикаций) против 17% год назад. Доли остальных категорий практически не изменились, при этом мужская косметика, как и раньше, замыкает список с показателем 2% (843 публикации).

Самый заметный рост, на 3%, в денежном выражении продемонстрировала декоративная косметика: на эту категорию приходится 40% (32,2 млн евро) от стоимости всех публикаций в рекламном эквиваленте. Доля категории Fragrance не изменилась, однако в денежном выражении ее показатели выросли примерно на полмиллиона евро и составили 15,1 млн евро. Три категории – «Средства для волос», «Уход за лицо» и «Уход за телом» – уменьшили свои доли на 1%, однако, в денежном выражении их позиции практически идентичны прошлогодним. Обратная ситуация наблюдается в отношении мужской косметики – она сохранила свои 2% от общего объема, но в денежном выражении ее показатели стали меньше: 1,2 млн евро против 1,5 в прошлом году.

Хотя соотношение долей з