лидирующая компания в области
исследования коммуникаций
АКОС FIBEP AMEC РАЭК

«SHR-SARATOV.RU». Выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства саратовских художников 11 марта – 3 апреля.

С 11 марта по 3 апреля в Тольяттинском художественном музее пройдет выставка «SHR-SARATOV.RU», на которой будет представлен широкий срез саратовского изобразительного искусства во всем многообразии его видов и форм. Гости музея смогут познакомиться с живописью, графикой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством, начиная с восьмидесятых годов ХХ века до настоящего времени. В экспозиции будут представлены произведения художников, работающих в совершенно разных направлениях – реалистов и символистов, абстракционистов и примитивистов, импрессионистов и экспрессионистов, аналитиков и интуитивистов. Рядом с работами народных и заслуженных художников России будут представлены работы ярких представителей саратовского андеграунда, а также произведения художников среднего поколения – смелых и свободных, обогативших палитру саратовского искусства новыми красками.

Саратовское изобразительное искусство имеет давнюю и славную историю. Во многом благодаря открытию в 1885 году Радищевского музея в Саратове появилась блистательная плеяда мастеров совсем не провинциального масштаба – Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, Александр Матвеев. Как брошенный в воду камень оставляет шлейф кругов на воде, так и их творчество оказало огромное влияние на последующие поколения саратовских художников. Однако, к концу 1930-х годов живописные традиции «саратовской школы» были насильственно прерваны и лишь в начале 1990-х годов группа художников, участников «хвалынского движения», лидерами которой были Павел Маскаев и Владимир Мошников, предприняла попытку возрождения цвето-пластических исканий и духовных принципов «саратовской школы». И сегодня многие художники, работающие в совершенно разных направлениях, продолжают изучать и, каждый по-своему, использовать в творчестве богатое живописное наследие Саратова.

Если говорить о саратовском авангарде, то, в отличие от «саратовской школы живописи», развивавшейся достаточно последовательно и имевшей ярко выраженный местный колорит, авангард, несмотря на всю смелость художественных экспериментов, не обладал специфическими отличительными чертами, которые выделяли бы его на фоне общероссийского художественного контекста, и не сформировал своей особой традиции, на которую могли бы опереться художники второй половины ХХ века. В 1950-е годы молодые живописцы Виктор Чудин, Владимир Солянов, Вячеслав Лопатин восприняли традиции русского авангарда опосредованно, через общение с Николаем Гущиным. А начиная с 1980-х годов саратовские художники, занимавшиеся формальными и концептуальными поисками, опирались уже на пластические достижения мирового искусства. К абстракционизму обратились Виктор Чудин и Владимир Солянов, Надежда Шанаева и Рашид Салямов. Влияние сюрреализма испытал Вадим Орлов. К  традиции примитивизма и поп-арта близко творчество Романа Кирина. Эксперименты в духе Пикассо прослеживаются в работах Андрея Ванина. Предельное обобщение предметных форм и использование техники коллажа характерно для Геннадия Панфёрова, Юрия Пашкина, Рифаад Батаршина и Татьяны Хахановой.

Черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма использует в своих скульптурах Андрей Щербаков. Применяя приемы деформации и геометрической стилизации пластической формы, он создает пластические метафоры. Скульптуры, представляющие собой объемные знаки, лишь отчасти сохраняющие антропоморфность, создает Николай Камышников.

Наряду с живописью и скульптурой в экспозиции представлены яркие, экспериментальные гобелены и батики мастеров декоративно-прикладного искусства. Это направление очень активно и интересно развивается в Саратове и в настоящее время, зачастую, именно эти художники представляют саратовское искусство на региональных и всероссийских выставках.

Выставка «