Новые решения в сфере вагоностроения.

16 февраля состоялось заседание Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники».

В заседании приняли участие более 45 представителей российских и зарубежных производителей железнодорожной техники, научно-исследовательских институтов и экспертного сообщества.

Главным вопросом повестки дня стало обсуждение результатов и перспектив использования кассетных подшипников в конструкциях вагонов.

Мероприятие началось со вступительного слова Председателя подкомитета по вагоностроению Дмитрия Лосева. В своей речи он отметил, что на сегодняшний день применение кассетных подшипников для тележек с увеличенной осевой нагрузкой получило большое распространение. В прошлом году из общего количества построенных российскими вагоностроителями грузовых выгонов более 50% грузовых вагонов оснащены подшипниками данного типа. По прогнозам, тенденция выпуска новых грузовых вагонов на кассетных подшипниках будет ежегодно увеличиваться, и, как следствие, будет повышаться их доля в общем эксплуатируемом парке. Мнение собственников грузовых вагонов озвучил Председатель подкомитета по эксплуатации Сергей Гончаров. Он отметил, что одной из основных проблем является отсутствие на сети оборотного запаса исправных колесных пар с кассетными подшипниками как в ремонтных депо, так и на участках текущего отцепочного ремонта.

В ходе встречи результатами эксплуатации вагонов на кассетных подшипниках поделились представители АО «НПК «Уралвагонзавод» Евгений Семенов и лизинговой компании RAIL1520 Евгений Шишов. В ходе их докладов отмечались случаи отступления работниками вагонного хозяйства от требований Регламента осмотра колесных пар с подшипниками кассетного типа при тревожных показаниях напольных средств теплового контроля (КТСМ), т.е. отцепки вагонов по незначительному (рабочему) нагреву кассетного буксового узла.  Евгений Семенов также затронул вопрос выбытия кассетных подшипников в ремонт.  По его словам, до 2020 года включительно в ремонт поступит более 10 тыс. конических подшипников, срок службы которых достигнет 8-ми лет, и это количество будет возрастать. Ожидается, что до 2023 года включительно в ремонт поступит почти 300 тыс. конических подшипников, что указывает на необходимость подготовки ремонтной базы для данной продукции.

Об опыте эксплуатации конических буксовых подшипниковых узлах рассказали представители ЗАО СКФ Александр Никитин, ООО «Тимкен-Рус Сервис Компани» Михаил Горохов, ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания» Андрей Балмочных и ООО «ТД ЕПК» Михаил Байгулов. Докладчики подчеркнули, что продолжается практика необоснованных отцепок в ТОР вагонов с подшипниками, имеющими температуру ниже браковочного порога по рабочему нагреву, при этом в систему КАС АНТ некорректно вносятся данные об отнесении брака за производителем подшипников.

Производителями конических подшипников было отмечено, что сегодня единичные случаи нагрева конических подшипников в интервале температуры 70-80 градусов не являются показателем неисправности буксового узла. Так, при контроле колесных пар, отцепленных по срабатыванию аппаратуры КТСМ в данном температурном диапазоне, на вибродиагностических установках дефектов конических подшипников не выявлено. С учетом требований надежности, указанных в ГОСТ 32769-2014, членами Подкомитета было единогласно поддержано предложение разработчиков и изготовителей конических подшипников по увеличению порога для отцепки по «грению» буксового узла для конических (кассетных) подшипников до 80ºС (превышение над температурой окружающей среды).

Также производители конических подшипников поделились результатами подготовки ремонтной базы для сопровождения выпускаемой продукции на жизненном цикле. Александр Никитин подтвердил готовность проведения ремонта подшипников ЗАО «СКФ». Михаил Горохов отметил, что ремонт подшипник