Показать Телефон

Монополия МСАТ создает риски для евразийской интеграции.

Монопольное положение МСАТ на евразийском рынке трансграничных перевозок обсудили эксперты в ходе пресс-конференции «Внешнеэкономическая деятельность России и рынок трансграничных перевозок: угрозы экономике и безопасности РФ и стран ЕАЭС», которая состоялась 30 июня 2016 г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА Россия сегодня».

В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов, исполнительный директор Некоммерческого Партнерства «Альянс развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами» (НП «АРФИ») Станислав Мартюшев, Член Правления Латвийской ассоциации транспортного развития и образования Владимир Звонарев, профессор МГИМО (У) МИД РФ Алексей Тебекин.

В ходе дискуссии участники обсудили проблемы развития рынка трансграничных перевозок в России и странах ЕАЭС и пришли к следующим выводам:

  • Общепризнанным мировым трендом является снижение барьеров и упрощение процедур при организации межгосударственных транспортных перевозок. Однако в Евразийском экономическом союзе из-за сотрудничества с МСАТ используется «бумажная» ретротехнология с использованием книжек МДП. В этой связи возникает реальная угроза того, что Россия и страны ЕАЭС окажутся заложниками устаревшей технологии таможенного транзита.
  • При сохранении монопольного положения МСАТ на евразийском рынке возникают риски для бесперебойного доступа российского населения ко всей номенклатуре импортируемых потребительских товаров. Ранее МСАТ угрожала приостановкой сотрудничества таким странам как Болгария и Беларусь.
  • Значительными представляются также информационные риски при передаче и использовании финансовой и перевозочной документации российских международных перевозчиков за рубеж в МСАТ, а также получение и бесконтрольное распространение персональных данных о работниках автотранспортных предприятий за рубеж.
  • При продолжении широкого использования Конвенции МДП существует реальная угроза того, что Россия не сможет предложить перевозчикам надежный и экономически эффективный механизм таможенного транзита. Это может препятствовать гармонизации экспортно-импортных операций в рамках таможенного транзита со стратегическим партнером России – в Китаем, а также поставить под угрозу сопряжение проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового Пути.
  • В целях совершенствования внешнеэкономической деятельности между странами ЕАЭС в настоящее время логичной альтернативой услугам МСАТ является создание единой транзитной системы в рамках Евразийского экономического союза и единых гарантийных механизмов при транзите товаров на базе законодательных норм ЕАЭС. При этом России нет необходимости выходить из Конвенции по МДП, сохранив возможность ее использования в качестве дополнительного инструмента в транзитных операциях.

В ходе пресс-конференции заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов подтвердил опасения, отраженные в исследовании АРФИ и конкретизировал основные проблемные позиции сотрудничества со МСАТ с точки зрения Федеральной таможенной службы.По его мнению, существует "проблема несвоевременного возврата денег при спорных ситуациях", что является следствием общей непрозрачности деятельности организации, которая может привести к потерям для российского бюджета. Для решения этой проблемы "мог бы помочь международный аудит МСАТ".  Участники конференции от АРФИ с целью защиты интересов российских участников ВЭД рекомендовали провести такой аудит официального члена МСАТ от России.

Станислав Мартюшев, исполнительный директор НП «АРФИ», которое провело данное исследование, отметил в этой связи: «Нынешняя высокая зависимость ВЭД России от иностранной организации является недопонимаемым фактором, снижающим инвестиционную привлекательность нашей страны. И этот фактор ве